Хранение и бухгалтерский учет в сфере общепита

food-storageВся продукция, выработанная в производственных цехах предприятий сферы общественного питания, носит название продукции собственного производства.
В соответствии с положениями утвержденной Методики учета сырья ресторанам разрешено ведение учета сырья (поступивших продуктов) в ценах закупки, либо же по продажным ценам с учетом наценки.
Заведения могут самостоятельно принимать решение о предпочтительном варианте учета приобретенных продуктов. Целесообразно зафиксировать применяемый вариант в учетной политике.

При оприходовании продуктов по продажным ценам, важно учитывать ряд нюансов.

  • Во-первых, кроме торговой наценки в составе продажной цены продуктов должен быть учтен НДС (отражается на отдельном субсчете к счету 42 «Торговая наценка»);
  • Во-вторых, торговая наценка может начисляться как на стадии поступления товаров на склад, так и при передаче продуктов непосредственно в производство для изготовления блюд. Товары, приобретенные для дальнейшей перепродажи, подлежат учету на складе по продажным ценам.

Издержки обращения и производства (исключая стоимость сырьевого набора блюд) должны учитываться на счете 44 «Расходы на продажу».

Сама же стоимость сырьевого набора блюд, которая является важнейшей частью расходов при учете и планировании, обособленно отражается в производственно-торговом плане и относится не к издержкам предприятия, а отдельно учитывается на счете 20 «Основное производство».

В дебетовой части счета 20 «Основное производство» отображается стоимость сырья (продовольственных товаров и полуфабрикатов), поступившего на кухню, в кредитной же части счета отражается стоимость сырья, которое было списано в расход, как использованное для изготовления проданной продукции.
В свою очередь, сальдо по счету 20 демонстрирует стоимость непроданной готовой продукции, количество оставшихся полуфабрикатов и необработанного сырья, находящихся на кухне.

Значение складского учета в общепите

Обеспечить сохранность товаров в организациях сферы общественного питания возможно только при грамотной организации их складского учета. В том случае, если такой учет не налажен, у бухгалтера нет возможности провести оперативную сверку данных бухгалтерского учета с данными складского учета. Соответственно, фактическое наличие товаров в таком случае выявляется исключительно при инвентаризации. Такое положение дел ведет к хаосу и хищению товаров.

Кроме того, неправильная организация складского учета может вызвать многочисленные разногласия бухгалтерии с материально ответственным лицом, в связи с тем, что при ошибках работников данные складского учета не будут соответствовать данным бухучета.

Оптимальной, безусловно, является изначально грамотная квалифицированная постановка учета в ресторане с нуля, при которой специалисты учтут все нюансы и наладят учет и документооборот таким образом, чтобы избежать проблем в будущем и обеспечить возможность систематического контроля за сохранностью сырья и соблюдением сметы издержек.