Нормативно-правовое регулирование учета в общепите

rstОсновной нормативной документацией, регламентирующей деятельность предприятий общепита, являются государственные и отраслевые стандарты, а также непосредственно стандарты предприятий (СТП). Технологическими нормативами выступают Сборники рецептур блюд и кулинарных изделий, разработанные для организаций общественного питания.

Стандарты предприятия на продукцию и услуги должны быть разработаны непосредственно предприятием и утверждены его руководителем.

Организации бухгалтерского и налогового учета в системе общепита требует четкого понимания функционирования системы и отечественной правовой базы, регулирующей данный вид деятельности.

В соответствии с Постановлением Госстандарта РФ № 454 от 6.11.2001 г «О принятии и введении в действие ОКВЭД» предприятия сферы общепита включены в раздел Н класс 55 «Гостиницы и рестораны», и разделены на подклассы:

  • столовые при предприятиях и учреждениях
  • бары,
  • рестораны,
  • поставка продукции общепита.

Помимо этого, существуют и иные государственные стандарты, предусматривающие разделение предприятий общепита на типы.

Согласно ГОСТ Р 50762-95 в классификацию предприятий общественного питания вошли рестораны, кафе, бары, столовые, закусочные, диетические столовые, столовые-раздаточные, буфеты.
Каждый тип предприятия имеет ряд нюансов бухучета и должен учитываться как при постановке, так и при ведении учета.

Чем больший перечень услуг оказывает заведение, тем сложнее система учета и контроля.
В зависимости от типа заведения общественного питания, услуги потребителям могут включать в себя реализацию готовой пищевой продукции, производство кулинарной продукции и кондитерских изделий, обслуживание и организацию потребления, а также организацию досуга и прочие услуги.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 г. № 1013, услуги, оказываемые в сфере общественного питания, подлежат обязательной сертификации. Помимо требований, которые предъявляются непосредственно к продукции, производимой рестораном, целый ряд требований предъявляется и к его работникам. В частности, ст. 213 ТК РФ предусматривает прохождение обязательных медицинских осмотров персонала.

Первичная документация в бухучете ресторана

Ст. 9 Закона РФ «О бухгалтерском учете» указывает, что все без исключения хозяйственные операции, которые проводятся рестораном, в обязательном порядке должны быть оформлены оправдательными документами, которые выступают первичной учетной информацией. Именно они являются базой ведения бухгалтерского учета.
Важно учесть, что первичная учетная документация может быть принята к учету, только в том случае, если документы составлены в соответствии с формами, содержащимися в Альбомах унифицированных форм первичной документации, (при существовании соответствующей формы). Данное положение касается всех предприятий общепита, независимо от формы собственности, типа и ведомственной принадлежности (письмо Роскомторга № 1-806/32-9.

Столь серьезный документооборот и требования к оформлению хозяйственных операций делают невозможной работу предприятия без опытного штатного либо же привлеченного бухгалтера. Только квалифицированный специалист, разбирающийся во всех нюансах не только бухгалтерии, но и общественного питания, сможет правильно организовать и вести учет на предприятии.