Правильно вести бухучет в общепите: инвентаризация товаров

inventoryОрганизации общественно питания проводят инвентаризации своих материальных ценностей не по таким срокам, как остальные субъекты предпринимательской деятельности, соответственно, и бухгалтерия в общепите немного иная. Сырье и товары в кладовых и складах надо инвентаризировать не реже одного раза в три месяца (квартал), а вот на кухнях и цехах (производство) — раз в месяц, буфет считает остатки два раза в квартал. Четкие графики и сроки выставляются приказом предприятия, руководитель которого обязательно должен утвердить документ.
Порядок проведения инвентаризации в предприятиях общественного питания
В первую очередь для проведения инвентаризации издается типовой приказ ИНВ-22, в котором должны быть указаны:

  • действующий состав комиссии;
  • сроки проведения;
  • причина проведения подсчета остатков (плановая, по требованию, смена ответственного лица);
  • сроки сдачи результатов инвентаризации в бухгалтерию общепита.

Перед сверкой и пересчетом остатков пломбируются все помещения, в которых находятся сырье и товары. Проверяется исправность инвентаря, который нужен для правильного расчета (калькуляторы, весы, мерная посуда), в том числе находящаяся в пользовании у материально-ответственных лиц. Для корректного отображения в бухучете общепита остаточных данных, желательно приостановить выдачу и прием продуктов. Если этот пункт выполнить невозможно, тогда все новые операции должны учитываться в ведомости.

Обычно бухгалтерия в кафе приостанавливает временно производство и выдачу товаров, чтобы данные остатков были максимально верны при подсчете. Подготовка к инвентаризации также включает в себя перепроверку корректности отображения данных: остатков, стоимостной оценки, реальный размер торговой надбавки на реализацию.

Материально-ответственные лица перед началом инвентаризации должны написать расписки о том, что все расходные и приходные документы поданы в бухгалтерию общепита и все товары приняты к учету. Фактическое наличие продуктов проверяется с помощью пересчета, измерения и взвешивания в присутствии материально-ответственных лиц. На основании полученных данных о фактическом наличии остатков товара заполняются инвентаризационные ведомости (опись материальных ценностей в разрезе счетов) и акты (товары отгруженные и в пути), которые составляются в двух экземплярах. Спорные позиции могут быть пересчитаны по требованию. Если подсчет остатков проводится на основании смены материально-ответственного лица, тогда дополнительно создается и подписывается акт приема-передачи.
Стоимостная оценка сырья обязательно должна быть корректной, чтобы калькуляция готовых изделий считалась правильно, от которой будет зависеть и торговая надбавка с реализации. Стоимость продуктов должна соответствовать первичным документам и регистрам бухгалтерского учета. После подписания всех ведомостей и актов данные фактического наличия остатков вносятся в сличительную ведомость, где будет отмечено отклонение от учетных чисел и стоимость этих отклонений. Все расхождения, которые выявлены во время проведения инвентаризации отражаются на счетах: финансовые результаты (излишек по рыночной стоимости), издержки производства и (или) счет виновных лиц (порча и недостача товаров).