Вопросы выявления и учета финансовых результатов продаж

pencilФинансовые результаты деятельности предприятия, которые формируются в бухгалтерском учете, выступают одним из важнейших показателей эффективности его работы и имеют решающее значение в принятии управленческих решений.

В заведениях общепита денежным отображением объема реализации продукции является товарооборот. Львиную долю оборота ресторанов, традиционно, составляет продукция собственной выработки, изготовленная на кухне. Покупные товары выступают лишь дополнением к ассортименту. Розничный товарооборот составляет непосредственно реализация собственной и покупной продукции населению.

Финансовые результаты отображаются в счетах 90, 91, 99, 84, а также косвенно в счете 42 «Торговая наценка».

Для учета продаж продукции, как собственного изготовления, так покупной, применяется активно-пассивный счет 90 «Продажи». С его помощью отображается финансовый результат хозяйственной деятельности заведения в части изготовленной и реализованной продукции.

Счет 90 «Продажи» предусматривает ряд субсчетов:

  • 90.1 «Выручка» предназначается для учета выручки от продажи продукции, услуг и товаров;
  • 90.2 «Себестоимость продаж» предназначается для учета себестоимости реализованной продукции;
  • 90.3 «Налог на добавленную стоимость» используется для учета НДС;
  • 90.4 «Акцизы» используется для учета акцизов, которые включены в цену реализованных товаров;
  • 90.9 «Прибыль/убыток от продаж» служит для вычисления финансового результата деятельности заведения за отчетный период.

Счет 42 «Торговая наценка» применяется в общепите для учета товаров по продажным ценам, учету подлежат суммы торговых наценок на продукцию и товары, хранящиеся на складе, кухне и в буфетах.

Торговые наценки применяются для возмещения издержек производства и выступают ключевым источником дохода.
В ресторанном учете товаров по продажным ценам полученный после продажи продукции валовый доход именуется реализованным наложением.

При стоимостном учете торговые наценки, которые относятся к реализованной продукции, определяются расчетным путем. В бухучете ресторанов используется несколько способов подобных расчетов. Наиболее распространен расчет по среднему проценту реализованного наложения.

Нюансы вычисления среднего процента наценок определяются, прежде всего, спецификой формулы товарного баланса общепита, включающего показатели продажи продукции, а также остатки товаров и продукции на конец месяца по трем направлениям. Учитываются остатки на складе, производстве и в буфетах.

Торговая наценка, которая относится к нереализованным товарам и продуктам, определяется путем вычитания суммы торговых наценок по реализованной продукции из суммы предварительного сальдо по счету 42 «Торговая наценка».

Списание продуктов питания и товаров, реализованных буфетом, должно отражаться соответствующей бухгалтерской проводкой.
Финансовый результат по продажам за отчетный месяц вычисляется ежемесячным сопоставлением совокупного кредитового оборота по субсчету 90/1 и дебетового по субсчету 90/2.

Данные о финансовом результате деятельности в отчетном году обобщаются с помощью Счета 99 «Прибыли и убытки», в котором по кредиту отображается прибыль предприятия, а по дебету – убытки.

Рестораторам важно понимать, что построение бухгалтерского учета – это не только повинность и дань контролирующим органам. Грамотно выстроенный бухучет обеспечивает возможность получения достоверной информации о доходах и перспективах предприятия.